Автор: Лизинский В.М.- кандидат педагогических наук, профессор кафедры ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования».
Почетный работник общего образования РФ, г. Москва.
Главный редактор журнала «Классный руководитель», руководитель НОУ Центра «Педагогический
поиск».
1. РЕБЕНКА ПОСТОЯННО КРИТИКУЮТ -ОН УЧИТСЯ НЕНАВИДЕТЬ
Как часто мы критикуем детей вследствие плохого
настроения, дурного характера, слабого знания психологии и педагогики.
Известно также, что если часто человеку, особенно слабому, особенно только вступившему на
трудную дорогу жизни, говорить, что он плох, убог, неприспособлен, делает грубые ошибки, не
любит, не умеет и не хочет делать, как надо, не любит своих родителей, подводит их, учится
не так, как сосед, не любит читать, не усидчив, - вот такая замечательная характеристика,
подобная глубокой яме или воронке, и, как думает дитя, ему уже и не выбраться.
Умный и опытный педагог знает, что обвинения и упреки являются самым слабым звеном в
воспитательном воздействии на детей, что воспитание успехом, поддержка и очень маленькие да
еще и добро организованные и поданные порции критики могут использоваться с пользой для
детей.
Неразумная, недальновидная, злобная, жестокая критика,
повторяющаяся часто и агрессивно, приводит к тому, что из всего арсенала этой критики ребенок
рано или поздно берет на вооружение только нелюбовь, только злобу, только ненависть.
2. РЕБЕНКА ВЫСМЕИВАЮТ-ОН СТАНОВИТСЯ ЗАМКНУТЫМ
Есть семьи, где ради красного словца не пожалеют и
ребенка. Есть семьи, где не очень понимают, что светлый радостный, легкий и игривый юмор
радует, поднимает и веселит человека, вселяя в него оптимизм, веру и естественное желание
ждать новой радости.
Хуже, когда желчная ирония выплескивается на ни в чем
не повинного ребенка, когда циничная зрелость и жизненная усталость ищет адрес и объект, на
котором можно безбоязненно разрядиться, и вот именно на родных детях испытывают свое
холодное, а порой и жестокое остроумие в той его части, которая фактически является
синонимом жестокости. Смех, как всем известно, может быть оружием, а может быть солнечным
цветком, и не понимать этого может только случайный или целенаправленный враг детей.
Проходит и вдруг приходит время, когда ребенок начинает
вздрагивать еще в начале общения со взрослыми, он старается не отвечать на вопросы, он не
поверяет никому свои тайны, он становится озлобленно притихшим и замкнутым. Однако при
первой же возможности или невозможности, он вдруг непонятно и вроде бы беспричинно
взрывается и может натворить кучу бед, а нам остается только лишь поздравить себя, поскольку
именно мы так часто виноваты в этом.
3. РЕБЕНКА ХВАЛЯТ - ОН УЧИТСЯ БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ
Похвала - страшная сила, если она не соответствует
уровню, характеру и качеству содеянного. Нельзя с надрывом и излишним восторгом хвалить за
все подряд, но нужно соразмерять хвалу как награду и как поощрение, как констатацию и как
заинтересованность. Ребенок совершил маленький простенький самостоятельный шажок, и уже по
телефону родители сообщают о его чуть ли не гениальности, ребенок выполнил обычное дело,
которое должен выполнять, а его возвеличивают до небес.
Похвала, поощрение, награда должны соответствовать
достижениям, в противном случае стирается ценность и польза. Они должны наступать не
кое-как, не изредка, не случайно, а всегда, они должны быть разнообразны и привлекательны,
они должны применяться так, чтобы это не вызывало ненависть и злобу в коллективе, они должны
показывать другим реальные заслуги ребенка, они должны строиться по возвышающимся
позициям.
4. РЕБЕНКА ПОДДЕРЖИВАЮТ -ОН УЧИТСЯ ЦЕНИТЬ СЕБЯ
Есть очевидные и понятные проблемы, которые одолевают
ребенка, О есть дети открытые и душевно расположенные, которые сами могут рассказать о своих
неудачах и неприятностях, и тут сам бог велел помочь им и словом, и делом. Но часто бывает
так, что понять и раскусить проблему можно лишь углубившись в мир ребенка, став для ребенка
значимым взрослым, перед которым ему захочется если и не раскрыться, то, во всяком случае,
быть готовым к тому, что взрослый тебя поймет и сумеет в словах и смыслах показать и
объяснить твои проблемы.
Как часто в силу обычной человеческой лени, или
эгоизма, или в случае холерического темперамента и нетерпимости взрослые норовят думать за
ребенка, решать за него его проблемы, помогать и поддерживать его еще до того, как он
попросил об этом. Настоящая поддержка - это когда вместе, это когда вовремя, это когда
дружелюбно и постоянно, ну а случайные налеты благородства и неожиданного вмешательства
унижают и мало помогают ребенку.
Плохо, когда любой гран поддержки сопровождается
бесконечными намеками и упреками, что «вот я тебе помогаю», «вот благодаря мне ты», «вот
если б не я» и так далее. Из этого следует, что культура поддержки связана с этикой
поддержки, и взрослым неплохо бы понимать, что поддержка должна осуществляться не просто
ненавязчиво, но так, чтобы ребенку казалось, что он смог сам, что взрослые просто (так и
должно быть) иногда помогают открыть тяжелые ворота знаний, жизни, разных дел, чтобы было
видно солнце.
5. РЕБЕНОК РАСТЕТ В УПРЕКАХ -ОН УЧИТСЯ ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ
Да, действительно, если ребенка постоянно упрекают, у
него складывается чувство вины. Вроде, шутливо говорят, что вот, мол, ты съел много хлеба,
вот ты не то и не так сказал, вот ты забыл поздравить, вот ты не сделал план, вот ты не
оставил компот сестре.
И что же. Оказывается, если есть желание, всегда можно
найти повод для упрека, поскольку жизнь разнообразна, и не может ребенок быть во всем прав и
все делать, как надо, и все помнить.
Но как часто детей упрекают по привычке, от нечего
делать или вследствие раздражения, которое дети вызывают у иных взрослых, мешая смотреть
футбол, сериал или надписи на бутылке с пивом.
К сожалению, довольно часто встречается двойной стандарт по отношению к детям: их упрекают
в том, в чем виновны сами. Упрекают ребенка в том, что он ничего не читает, никогда не
читающие родители, упрекает в том, что не помогает маме по дому, отец, который действительно
этого не делает, упрекают в том, что он слабо учится, но и сами учились не лучше, просто
слегка подзабыли об этом.
Хорошо бы вместе с декларированием любви к ребенку все
взрослые члены семьи договорились бы никогда не упрекать детей попусту, не делать этого
демагогически и уметь проявлять свою заботу о детях тактично и разумно.
Известно, что чувство вины нередко переходит в
состояние неуверен ности, снижение самооценки, снижение стрессоустойчивости, неприятные о
предчувствия и ожидания, нарастание болезненных состояний, снижение деятельностного
потенциала, потерю веры в себя, и задача словом и делом перед взрослыми видится в том, чтобы
сделать климат в семье мягче и добрее. Ну а без упреков жить можно и, кстати, это очень
полезно для ваших любимых детей.
6. РЕБЕНОК РАСТЕТ В ТЕРПИМОСТИ -ОН УЧИТСЯ ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ
Социальный опыт приходит со временем и накапливается через все то, что ребенок видит во
внешнем мире, и все то, что накапливается положительного в нем самом. Нужно увидеть и
понять, что это такое - толерантность, нужно научиться толерантности, то есть такому
терпеливому и уважительному отношению к людям, которое бы без злобы и внутренней нервозности
стало составной и естественной частью жизни ребенка.
Ребенок видит, как терпеливо относятся взрослые к его
промахам и неудачам, видит и чувствует, сколько времени и душевных сил уходит у родителей и
учителей на то, чтобы показать ребенку в реальных делах, чувствах и картинах заботу, умение
и способность прощать, добродушное и мягкое сопровождение ребенка и когда он достиг
маленькой вершины, и когда он неправ.
Чтобы принимать других, нужно научиться понимать их,
нужно не жалеть времени, усилий и чувств для того, чтобы помогать другим, относясь к ним с
уважением, не тратя злобные силы на осуждение и поиск недостатков.
Еще утром, когда ребенок встает, он улыбается, потому что не ждет агрессии со стороны
взрослых, потому что к нему относятся с любовью, потому что рассматривают его недостатки как
особенности и всегда готовы понять и помочь ему. Так же и он осваивает эту мудрую науку -
относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему.
7. РЕБЕНОК РАСТЕТ В ЧЕСТНОСТИ - ОН УЧИТСЯ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ
Это интересный и сложный вопрос. Честность связана со способностью людей, особенно взрослых,
жить по правде, быть правдивыми. Однако для детей и в общении с детьми, сохраняя общее поле
честности как проявления чести и благородства, нужно уметь дозировать правду на уровне
детского социального опыта и детского понимания. Когда правдивые и честные родители при
детях проклинают экономику и политику, клеймят правых и виноватых, демонстрируя свое
демократическое право говорить и делать, что хотим, они волей не волей, развивают в ребенке,
особенно при его переходе к подростковому возрасту, повышенную критичность, нередко
перерастающую в критиканство, что позже чревато усложнением отношений в коллективе.
Слухи о том, что ребенок, живущий в честности,
становится справедливым, сильно преувеличены. Справедливость есть отражение понимания
ребенком, что такое хорошо и что плохо, есть постоянная возможность для детей быть внутри
малых социальных процессов, где методом проб и ошибок при поддержке взрослых можно научиться
правильным и справедливым решениям.
Главное заблуждение здесь вызвано двумя
обстоятельствами: с одной стороны, критерии благородства, чести, преданности правды у детей
и взрослых не совпадают, с другой - оценивая жизнь, поступки и отношения детей, взрослые
часто поступают неосмотрительно резко, несправедливо, порой забывчиво и совершенно
запутывают ребенка.
Как-то так сложилось, что быть честными в крупном и
лестно, и приятно, а соврать по мелочам, ну это вроде как шутка, это так привычно, что
многие малой своей лжи и не замечают, а вот зоркий путь и не очень понимающий взгляд юных
улавливает и мелкую фальшь, и мелкую ложь, и если они боготворят и уважают взрослых, то в
этом случае у них появляются и первые подозрения и первые сомнения.
8. РЕБЕНОК РАСТЕТ В БЕЗОПАСНОСТИ -ОН УЧИТСЯ ДОВЕРЯТЬ ЛЮДЯМ (ВЕРИТЬ В
ЛЮДЕЙ)
Сначала нужно посмотреть на безопасность как слово с
разных сторон и определить внутренние смыслы, спрятавшиеся за этим словом. Безопасность
информационная (телевизионные ужасы разрушают светлый мир ре-бенка), безопасность
нравственная (море низменных соблазнов всегда всплывает впереди и легче, и доступнее, чем
структурная лингвистика или теоретическая физика, - и все это блестит, гремит, апеллирует к
физиологическим потребностям, вовлекает в мир гламура, легкости, доступности и потери себя
незаметно надолго или навсегда), безопасность физическая (когда транспорт, огонь, вода,
детренинг, агрессивные подростки, бандиты, жара и хо¬лод, лифт и драки, неловкое движение -
все может быть опасно), безопасность психологическая (крики, вопли, оскорбления, требования,
ужасы - все давит на ребенка и при неустойчивой психике может быть очень опасно).
У взрослых есть две задачи: нужно готовить детей к
столкновениям с действительностью, к умению постоять за себя, к внимательной способности
видеть и уметь отражать подступающие угрозы, а с другой стороны, нужно создавать
защитительные условия, предвосхищая или предотвращая возможные трагические события, поступки
или последствия.
Человек, часть природы, и порой наибольшую опасность
для человека могут представлять из себя именно природные явления, так что знать, изучать
особенности и повадки природы - это очень важно. Но не менее важно любить людей, верить им,
не всем, но близким, родным, товарищам своим.
9. РЕБЕНОК ЖИВЕТ ВО ВРАЖДЕ -ОН УЧИТСЯ БЫТЬ АГРЕССИВНЫМ
Вражда в семье передается детям, они чутко замечают и
грубые слова, и бессовестные жесты, и особенно рукоприкладство, и молчаливую злобу, и
скрытые угрозы, которые часто таятся в семье, где под одним кровом живут случайно
собравшиеся, в общем-то чужие, не любящие, а нередко и ненавидящие друг друга люди. И все
это заставляет ребенка страдать даже тогда, когда все эти явления сглажены и проявляются не
в таком жестоком и мучительном виде.
А тут еще приятели, стая которых по примеру уже
асоциального вожака исповедует привычки уголовно злобные, и уж совершенно не дружба их
объединяет, а скорее безразличие и вражда.
И вдруг совпало так, что ребенка постоянно ругают и бьют дома, наподдают ровесники или
старшие, клянут учителя, и зажатый со всех сторон злобой и неучастием, он впадает в агрессию
и начинает мстить природе - ломая ее, лифтам и стенам - гадя и подличая, слабым - избивая и
измываясь; так через агрессию, он идет к самоутверждению.
10. РЕБЕНОК ЖИВЕТ В ПОНИМАНИИ И ДРУЖЕЛЮБИИ -ОН УЧИТСЯ НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В
ЭТОМ МИРЕ
Ребенку так хочется понимать звуки природы и жизнь
людей, и еще ему хочется, чтобы не только понимали, но и слышали его пусть пока слабый, но
уже проклюнувшийся голос. Он открыт для дружбы и ждет ее и в начале пути, и особенно
подрастая. Ему хочется, чтобы с друзьями было интересно и весело, и чтобы можно было помочь
им, а они всегда придут на помощь тебе, он ждет, подрастая, что теперь вдруг появится ОНА
или ОН, он так спешит рассказать о своих мыслях и переживаниях, и ему нужно, чтобы его
выслушали, он открыт для радости, для дружбы.
Только с годами вдруг появляются тяжелые тучи - у одних
раньше, у других позже, и взрослые не всегда умеют прикрыть и помочь детям пере-жить
маленькие бури, которые кажутся ужасными и неотвратимыми. И как хорошо, когда есть простой и
добрый учитель, который находит время души, чтобы понимать своих питомцев, как хорошо, когда
в коллективе сложился чудесный климат, как хорошо, когда дома взрослые любят тебя, а значит,
требуют и помогают, и как хорошо, когда у дверей твоего дома тебя после школы встречают пес
и кот.
В мире есть любовь, и ее надо научиться видеть и
чувствовать, в каждом человеке есть потребность в любви, и этому надо учиться, и к этому
надо идти через любовь к природе, любовь к искусству, любовь к людям, любовь к делу,
которому ты служишь.
А вообще-то сами тезисы принадлежат Марии Монтессори.
Источник: Научно-методический журнал "Классный
руководитель" (№ 4, 2013 г)